Выборы в Бразилии: как знаменитая желтая футболка стала политизированной
Когда в августе была выпущена долгожданная форма чемпионата мира по футболу 2022 года в Бразилии, студент Жоао Витор Гонсалвеш де Оливейра поспешил заполучить ее.
20-летний парень пошел в ближайший магазин, схватил знаменитый желто-зеленый топ и понес его к кассе, где его встретили с возбужденной улыбкой.
«Владелец магазина предположил, что я поддерживаю нынешнее правительство, потому что я покупал рубашку, и начал бунтовать против левого кандидата Лулы», — рассказывает Жоао Би-би-си.
Жоао не поддерживает правительство Жаира Болсонару, баллотирующегося на переизбрание в воскресенье. Но покупка рубашки, как он понял в магазине, может заставить людей думать, что это он.
Чтобы избежать конфронтации, Жоао притворился сторонником Болсонару. Это был еще один признак того, что желто-зеленая футболка, прославившая Пеле, Роналду и многих других, стала символом разделенной нации.
«С 2014 года рубашка приобрела политический смысл, — говорит Матеус Гамба Торрес, профессор истории Университета Бразилиа.
Восемь лет назад миллионы бразильцев вышли на улицы в знак протеста против тогдашнего президента Дилмы Русефф, одетой в цвета флага, и требовали импичмента левым.
Затем в 2018 году цвета снова использовал действующий президент — ультраправый Жаир Болсонару.
В этом году зеленый, желтый и синий также являются ключевыми цветами на митингах Болсонару, люди одеты в футболки, с национальным флагом и аксессуарами.
«Зелено-желтая рубашка стала символом тех, кто связан с правительством Болсонару, — говорит Гамба Торрес, — что означает, что значительная часть населения больше не идентифицирует себя с ним».
Встреча Жоао с владельцем магазина — не единственная причина, по которой он теперь не решается говорить о политике. В Бразилии политические споры, казалось бы, могут стать смертельными.
В июле Марсело Алоизио де Арруда, сторонник бывшего президента и левого кандидата Луиса Инасиу Лула да Силва, был застрелен на праздновании своего 50-летия полицейским, кричащим в поддержку правого президента Болсонару.
Перед смертью г-н Арруда отомстил и застрелил своего предполагаемого нападавшего, который провел некоторое время в больнице, прежде чем его отправили в тюрьму, где он ожидает суда.
А 9 сентября 44-летний Бенедиту Кардозу душ Сантуш якобы был убит своим коллегой после острой политической дискуссии между ними. 22-летний подозреваемый остается под стражей в полиции.
43-летний технический программист Руй Араужо Соуза Джуниор рассказал BBC News, что будет носить футболку только дома, чтобы его не приняли за сторонника Болсонару.
Если экс-президент Лула победит на выборах, он надеется, что футболка «снова объединит нас и будет символизировать настоящую любовь к нашей стране, а не к политической партии».
Кандидат от левых сил Лула сосредоточился на «восстановлении» флага. Некоторые из его сторонников, такие как певица Людмила, международная звезда Анитта и рэпер Джонга, всегда надевали футболку во время своих выступлений.
Джонга, участвовавший в официальной кампании Nike по бразильской форме для чемпионата мира по футболу, сказал собравшимся на одном из концертов, что ношение футболки на публике было актом протеста.
“Они [Bolsonaro supporters] думают, что все принадлежит им, они присваивают значение семьи, они присваивают наш национальный гимн, они присваивают все, – сказал он. – Но вот правда: все наше, им ничего не принадлежит».
Но не только противники Болсонару боятся носить футболку.
«Я патриотка и правая. Я действительно хочу голосовать в своей желтой рубашке», — говорит сторонник Болсонару Алессандра Пассос, 41 год.
Но из-за напряженной обстановки между избирателями, по ее словам, она «боится носить его в день голосования».
Но что думают сами футболисты о том, что футболка стала политическим символом? Нападающий сборной Бразилии и «Тоттенхэма» Ришарлисон говорит, что коннотации отрывают бразильцев от футболок и флагов, лишая часть общей идентичности страны.
«Как болельщик, игрок и бразилец, я делаю все возможное, чтобы отождествить себя с ними по всему миру. Я считаю важным признать, что мы все бразильцы и в нас течет бразильская кровь. [above anything else].”
А в рекламной кампании новой футболки Nike представлены личности с разных сторон политического спектра, основной темой которых является единение. Футболка, по словам Nike, «коллективная. Она представляет более 210 миллионов бразильцев. Она наша».
Бренд также запретил персонализировать рубашки с политическими или религиозными терминами. Тем не менее, многие бразильцы по-прежнему предпочли вместо этого купить синюю выездную футболку, которая была распродана через несколько часов после ее выпуска.
28-летний тренер по футзалу (форма мини-футбола, популярная в Бразилии) Матеус Роша рассказал BBC News, что в этом году решил надеть синюю футболку.
«Я не чувствую никакого желания носить желтую рубашку, — говорит он. «Вообще, меня отталкивает мысль надеть ее, я даже свои старые из ящика не достаю. Обидно, потому что сама рубашка великолепна».
Он говорит, что такое же мнение разделяли его группа друзей и коллеги. «Покойся с миром, желтая рубашка», — говорит он. «И я надеюсь, что Бразилия выиграет свой шестой титул чемпиона мира в синем цвете для людей».
Хотя многие разделяют чувства Матеуса, эта футболка по-прежнему популярна среди футбольных фанатов по всей стране.
Группа сторонников Movimento Verde e Amarelo (Движение зеленых и желтых) считает, что чемпионат мира поможет вернуть бразильцев за желтые футболки.
«Мы не согласны с теми, кто настаивает на том, что желтая рубашка «Селесао» мертва, просто грустно видеть, что ее используют в качестве предлога для политических столкновений», — говорит Луис Карвалью, один из основателей группы.
«Нет смысла говорить, что желтая рубашка не представляет того или иного политика, когда вся идея, стоящая за ней, прямо противоположна», — добавляет он.
«Когда наша команда выходит на поле, исчезает и гордость, которую мы испытываем как бразильцы. Поэтому, что бы ни случилось на октябрьских выборах, любовь, которую мы разделяем, должна преобладать, как это всегда и было».
И все же для некоторых сторонников Болсонару рубашка стала еще большим символом патриотической любви, обретя новую жизнь во время его правления.
«До правительства Болсонару не было чувства патриотизма, потому что левые правительства не носят наш флаг», — говорит Би-би-си 49-летняя Адриана Мораес ду Насименту.
«Слава Богу, наш президент любит Бразилию и сохранил для нас эти ценности».
Для Адрианы футболка использовалась только для футбола, а теперь показывает любовь к стране.
«Если левые выиграют выборы, флаг снова исчезнет», — говорит она. «Вы когда-нибудь видели флаг в их руках? Нет. Но этого не произойдет, поскольку победит президент Болсонару».
Это первый случай, когда президентские выборы в Бразилии настолько тесно связаны с чемпионатом мира по футболу, как по срокам, так и по общественным дискуссиям.
Профессор Гамба Торрес говорит, что бразильцам нужно отделить рубашку от политики. «Рубашка — это просто рубашка», — говорит он.
«Конечно, у него есть смысл, но в конечном итоге он не представляет одно конкретное правительство. Правительства приходят и уходят, но наша страна и наша команда будут существовать всегда».