Взрыв в Манчестере: провалы борьбы с терроризмом в Великобритании


Тони Торн был одним из руководителей проекта «Аполлон», консультируя команду по объединению больших объемов данных. Торн, бывший офицер по борьбе с терроризмом Уэльского подразделения по борьбе с экстремизмом и терроризмом, сказал, что был потрясен тем, что увидел в Шотландии. «Мы уехали из Шотландии с процессом, который ни в коей мере не был полным или адекватным», — сказал он.

Ключевые проблемы, выявленные во время тестового прогона, сразу же всплыли вновь, согласно электронным письмам и внутренним заметкам за 2014 и 2015 годы, рассмотренным BuzzFeed Information.

Офицеры описали систему, которая «регулярно давала сбой» и «зависала через 10 минут», причем сбои были настолько серьезными, что они резко увеличивали «время, необходимое для выполнения простой задачи».

Даже элементарные поиски вызывали проблемы. Один офицер описал, как он ввел поисковый запрос и получил слишком широкий результат. Он начал просеивать документы вручную, чтобы выяснить, какие из них ему действительно нужны, но как только он это сделал, система дала сбой. Когда он снова вошел в систему, он ввел те же условия поиска и обнаружил, что «результат поиска был другим».

Офицеры, использующие новые системы, также сообщили о серьезных трудностях с той самой проблемой, которую NCIA стремилось решить: связью с другими силами и агентствами. После того, как подозрительный человек въехал на самолете в Великобританию, офицер сообщил, что они получили важный разведывательный отчет от офицеров в аэропорту в нечитаемом формате. Другой сказал члену команды «Аполлон», что неспособность NCIA обмениваться разведданными с другими регионами, все еще использующими старую систему, представляет собой критический риск, который «может привести к провалу разведки».

Качество информации, попадавшей в систему, часто было низким. В некоторых случаях NCIA была завалена ненужной информацией; в других жизненно важные разведданные вообще не отображались в NCIA. Один офицер пожаловался, что система «автоматически поглощает» документы, которые не имеют ничего общего с терроризмом. «Об этой проблеме всегда говорили, — написал офицер, — однако теперь, когда мы живы, кажется, больше ничего не было сделано по этому поводу».

Как сообщили BuzzFeed Information четыре источника, NCIA была построена на основе уже существующей системы под названием Крупная система расследований Министерства внутренних дел. Проблема, по словам одного из них, заключается в том, что HOLMES используется для расследования инцидентов, которые уже произошли, тогда как NCIA предназначено для предотвращения атак. Другой офицер сообщил BuzzFeed Information, что построение NCIA поверх системы HOLMES вызвало дефекты, из-за которых было трудно найти большие объемы информации.

Офицеры повторили эти опасения в своих электронных письмах и официальных отчетах. Одной из ключевых функций, заимствованных из системы HOLMES, был инструмент поиска, очень похожий на Google, который должен был позволить офицерам быстро находить документы, содержащие определенное слово, независимо от того, где в записи это слово появилось. Если бы это сработало, было бы намного проще находить конкретную информацию о потенциальных террористах из сотен тысяч файлов.

Но инструмент поиска не работал. Офицеры обнаружили, что если они вводят один и тот же поисковый запрос несколько раз, они часто получают каждый раз разные результаты. Инструмент поиска также не мог сканировать даты рождения, что значительно усложняло поиск нужного документа.

Этот недостаток совпал с другой серьезной проблемой. С самого начала стало ясно, что в NCIA попадет множество дублированных записей, поскольку оно собирало данные от нескольких сил, которые часто располагали одним и тем же файлом на данного человека. В одном внутреннем отчете, с которым ознакомилась BuzzFeed Information, признается, что это вызовет эффект «цепной реакции», который помешал аналитикам. Но высшее руководство в конце концов решило, что «дедупликации не будет», пока вся Великобритания не будет использовать NCIA.

Один офицер из Манчестера, который позже начал использовать NCIA, сказал BuzzFeed Information, что дублирование делало поиск того, что вы искали, «попыткой найти иголку в стоге сена» — такой борьбой, что «вы могли упустить важные данные разведки».

Торн, детектив по борьбе с терроризмом, работавший в NCIA, становился все более обеспокоенным. «К сожалению, — написал он коллегам по электронной почте в феврале 2014 года, — поскольку мы все прекрасно понимаем, что NCIA изо всех сил пыталось выполнить то, что было обещано, и не соответствовало своей цели».

Развертывание NCIA продвигалось вперед.